ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Тел.: (83952) 53-16-97
Страничка логопеда
"ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ДЕТИ ЖДАЛИ ТЕБЯ НА ЗАНЯТИЕ С РАДОСТЬЮ И УЛЫБКОЙ"
ПЛУТАЛОВА ЭЛЛА СТАНИСЛАВОВНА
Логопед ВКК
Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого (Л.Н. Толстой). Когда я была маленькой, меня всегда спрашивали, кем я хочу быть, когда я выросту. Я уже тогда хотела стать педагогом, так как в нашей семье уже сформировалась педагогическая династия. Я выросла и мое желание посвятить себя педагогическому мастерству осуществилась, а именно, я окончила Иркутский педагогический институт, дефектологический факультет и получила специальность – учитель-логопед.
«Есть в огромном-огромном мире таинственная страна,
Там говорят, читают, пишут, там жизнь любви полна».
Это строки из песни «Жители таинственной страны». – Что же это за страна и кто ее жители?
Я логопед, хозяйка этой волшебной, таинственной страны под названием «Логопедия», которая никак не обозначена на карте. Последние пятнадцать лет я работаю в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей». Я люблю каждого жителя своей страны – моих учеников – таких разных и непохожих друг на друга. Обучение в таинственной стране – непростая задача. Все мои ученики – это дети с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями. Не буду скрывать, что вся коррекционно-логопедическая работа очень сложная, но я считаю, необучаемых детей не бывает. Детям с нарушениями в развитии необходимо развиваться. Бесперспективных не бывает, всегда есть перспектива, при любых речевых нарушениях. Работать с такими детьми используя обычные традиционные методики и приемы недостаточно. Этим детям обязательно нужны - мотивация, живой интерес, который помог бы им заниматься. Заставить заниматься нельзя, занятиями надо увлечь. Я стараюсь прилагать максимум усилий, используя нетрадиционные методы и формы работы. Применять инновационные и информационные технологии для повышения мотивации коррекционно-логопедической деятельности к организации и объективного контроля за развитием и деятельностью детей с интеллектуальной недостаточностью. Каждый раз я думаю о том, как сделать занятие открытием для моих учеников, чтобы уходя с него у каждого была своя маленькая победа. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.
ЛОГОПЕДИЯ - НАУКА, КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ РАЗДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
ЛОГОПЕД - СПЕЦИАЛИСТ, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ВЫЯВЛЕНИЕМ, ПРОИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.
Логопед учит говорить правильно и красиво. А красивая речь - это прежде всего речь без таких отрицательных "спецэффектов", как картавость, шепелявость, гнусавость. Профессия логопеда подразумевает не только специалиста, исправляющего речь. Логопед исполняет сразу несколько "ролей" - невропатолога, психолога, педагога, тренера. Работа логопеда - процесс, требующий творческого подхода, терпения, взаимопонимания между специалистом и пациентом.
Особенности нарушений речи у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью:
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем, развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определнными особенностями. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. У ребят с интеллектуальной недостаточностью в детском доме наблюдаются все фрмы нарушения течи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание). Особенность речевых расстройств у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект (несформированность звукослогового синтеза). Расстройства речи у детей с психическими отклонениями проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения носят системный характер , то есть страдает речь, как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи.
КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ЛОГОПЕДА
ПУБЛИКАЦИИ:
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (СИНДРОМ ДАУНА) - публикация август 2020.
-
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ - публикация сентябрь 2020.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
- Дарите ребенку свою любовь и внимание.
- Не ограждайте ребенка от проблем и обязанностей. Решайте все дела совместно.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать в чем-либо ребенку, если считаеите его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни один телевизор, компьютер и телефон не заменит общения с вами.
- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
- Чаще прибегайте к советам психолога.
- Больше читайте вместе с ребенком.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:
- Важно в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться когда он "заговорит".
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие.
- Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повтрить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
- Слушайте звуки и шумы. Спросите "Что это?" Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо "Он играет?"
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление пищи, уборка, одевание - раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. если ребенок пока еще изъясняется только односложными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Говорите и обсуждайте с ребенком его будущую жизнь.
- Годовой план работы логопеда на 2022 год
- Годовой план работы логопеда на 2021 год
- Годовой план работы логопеда на 2020 год
- Годовой план работы логопеда на 2019 год
- Годовой план работы логопеда на 2017-2018 гг.
- Годовой план работы логопеда на 2016-2017 гг.
- Структура логопедической деятельности
МАТЕРИАЛЫ:
- Речевая карта
- Логозаключения
- Конспект логопедического занятия с применением логопедического массажа по теме: "Автоматизация звука [Ш] в слогах у воспитанника со стертой дизартрией".
- Конспект логопедического занятия по теме: "Закрепление правильного произношения звука [Р] на различном речевом материале, с использованием нетрадиционного игрового оборудования".
- "Ум ребенка в пальчиках" - пальчиковые игры для гиперактивных детей.
- Логопедический альбом.
- Конспект логопедического занятия "Создание предпосылок к речевому высказыванию у детей с тяжелыми нарушениями речи".
КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ,
ПРЕДМЕТНОЙ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТМНР
(Апрель 2021)
ЦИКЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ МЕЛКИХ МОТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
(Ноябрь-декабрь 2020)
Коррекционно-логопедическое занятие по теме:
"Формирование предпосылок к речевой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи и синдромом Дауна
(Ноябрь 2019)
Материалы
Презентационные материалы к занятию "Солнечные дети"
Обучение в рамках повышения квалификации по теме: "Русский жестовый язык"
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОМАСАЖУ- 2019
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ЭКСКУРСИЯ В МИР ЗВУКОВ"
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПОДГРУППОВЫЕ 2018
Тема: Алалия. Принципы коррекционно- педагогического воздействия.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2017
Коррекция слухо-моторной координации при работе с массажерами су-Джок
Стимулирование речевой моторики через проговаривание гласных звуков по показу логопеда.
Стимулирование речевой моторики через проговаривание гласных звуков по показу логопеда.
Коррекция и развитие тактильного восприятия и внимания
через конкретизацию заданий (перекладывание мелких предметов)
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА НА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
1 этап - Расслабление шейной, грудной мускулатуры, мышц рук и плечевого пояса
|
2 этап -
Расслабляющий массаж лица, мимической мускулатуры, мышц губ с применением поверхностного поглаживания, затем глубокого поглаживания, растирания, плотного нажатия на мышцы, поколачивание, и поглаживания круговых мышц глаз и носогубных складок.
|
3 этап - Массаж десен, неба, языка. На данном этапе целесообразно применять приемы круговых движений пальцами рук, движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Язык при этом следует держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения.
|
4 этап - Массаж ротовой полости логопедическими зондами по методике Е.В. Новиковой. На данном этапе целесообразно использовать шпатели, соски, зубные щетки с легкой щетиной.
|